Галактика Кит (NGC 4631)

Галактика Кит

Галактика Кит — это спиральная галактика, расположенная на расстоянии 30 миллионов световых лет от нас в созвездии Гончих Псов. Она имеет видимую звездную величину 9,8 и повернута к нам почти ребром. Ее прозвали Кит из-за ее удлиненной, слегка треугольной формы, напоминающей профиль кита. В Новом общем каталоге галактика имеет обозначение NGC 4631.

Оптический диск NGC 4631 занимает площадь 15’.5х2’.7 видимого неба. Галактика взаимодействует с меньшим компаньоном — карликовой эллиптической галактикой NGC 4627, которая находится чуть севернее. Две галактики были занесены в каталог как Arp 281 в Атласе особых галактик. Американский астроном Халтон Арп, который составил Атлас в 1966 году, привел эту пару в качестве примера пары галактик или «двойной галактики».

Особенности галактики Кита

Галактика Кита является центральным элементом группы NGC 4631. Это группа галактик, расположенных на расстоянии около 25 миллионов световых лет. Группа является частью сверхскопления Девы. Галактики лежат как в Гончих Псах, так и в соседнем созвездии Волосы Вероники. К ним относятся NGC 4627, компаньон NGC 4631 и относительно яркие галактики Хоккейная Клюшка (NGC 4656 и NGC 4657). Принадлежность к другим галактикам, которые появляются поблизости, является неопределенной. Некоторые исследования оценивают всего до пяти членов, в то время как другие оценивают до 27.

NGC 4631 можно узнать по ее центральной области звездообразования, которая имеет форму шара и длинный неровный хвост. Самые массивные звезды, образовавшиеся в этих областях, живут не очень долго. Они относительно быстро сжигают запасы водорода в своих ядрах и гаснут как сверхновые вскоре после прохождения стадии главной последовательности. Многие сверхновые в ядре галактики выбрасывают газ из плоскости галактики. Это было обнаружено с помощью рентгеновских наблюдений со спутника ROSAT в начале 1990-х годов.

Галактика Кита
Изобилие звездного рождения освещает центр галактики. Активность галактики уменьшается во внешних областях, где меньше звезд и меньше пыли, но они все еще перемежаются очагами звездообразования.

Факты о NGC 4631

Галактика Кита часто является объектом исследований. Из-за своей относительной близости она помогает астрономам изучать звезды и газ, которые лежат за пределами галактической плоскости.

Исследование 1992 года обнаружило крайне неравномерное распределение H-альфа (Hα), указывающее на то, что диск галактики был нарушен, вероятно, в результате взаимодействия с меньшими близлежащими галактиками. Исследование также обнаружило двойную червеобразную структуру над центральной областью галактики, что наводит на мысль о прорыве пузыря, созданного в результате звездообразования в ядре галактики.

Наблюдения ROSAT в 1990-х годах обнаружили самое сильное рентгеновское излучение в гало галактики над центральным диском. В этой области демонстрируется высокая активность звездообразования. Исследователи представили доказательства взаимодействия между диском и гало галактики. Кажется, что горячий газ вырывается из диска, перетаскивая линии магнитного поля вверх в гало и образуя намагниченный газовый ореол. Гигантское рассеянное гало галактики простирается на расстояние до 8 килопарсеков от плоскости галактики. Она была обнаружена рентгеновской обсерваторией Чандра в 2001 году.

Магнитные поля были впервые получены с помощью радиотелескопа в 2019 году. Изображения, казалось, подтвердили классическую теорию о генерирующих магнитных полях. Такая модель исследователей создавала спиральные магнитные поля в гало галактики, которые были продолжением спиральных рукавов в диске галактики.

NGC 4631 не единственный «кит» в небе. Спиральная галактика NGC 55, расположенная в созвездии Скульптора, похожа на кита по внешнему виду и имеет общее прозвище с NGC 4631. NGC 55 немного ярче (маг. 7,87) и ближе. Она находится на расстоянии около 6,5 миллионов световых лет. Эта Галактика входит в группу галактик Скульптор (Sculptor) — одну из ближайших групп к местной группе галактик.

Ещё одна галактика Кит
Ещё одна галактика Кит (NGC 55).

Расположение

Галактику Кит (NGC 4631) не так уж сложно найти, потому что она находится в области между двумя яркими звездами: Сердцем Карла  и Денеболой. Звезда Сердце Карла находится прямо под Алькаидом, звездой на кончике ручки Большого Ковша, а Денебола находится к востоку (слева) от Серпа — астеризма, который очерчивает голову и гриву Льва. NGC 4631 находится примерно в 6º к югу от Сердца Карла, в направлении Денеболы.

История исследования