Мессье 65 (NGC 3623) — галактика в созвездии Лев

Мессье 65

Мессье 65 (M65, NGC 3623) — спиральная галактика, которая образует Триплет Льва с соседними Мессье 66 и NGC 3628, также известна как галактика Гамбургер. Мессье 65 занимает площадь, которая  соответствует линейному диаметру около 90 000 световых лет.

Три галактики расположены в созвездии Льва. М65 находится на расстоянии около 41 миллионов световых лет от Земли и имеет видимую звездную величину 10,25. Галакика имеет обозначение NGC 3623 в новом общем каталоге.

Характеристика М65

Триплет Льва, также известный как группа M66, представляет собой небольшую группу галактик, которые гравитационно взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие затронуло все три галактики, но М65 — наименее пострадавшая из этой группы. С плотно скрученными спиральными рукавами, заметной центральной линзой и полосой пыли вдоль обращенного к ней края Мессье 65 выглядит как обычная спиральная галактика. Она удаляется от нас со скоростью около 807 км/с.

Мессье 65 (NGC 3623) содержит мало пыли и газа и, хотя его спиральные рукава демонстрируют некоторые признаки недавней звездообразовательной активности, в целом в нем происходит небольшое звездообразование, и соотношение старых, эволюционировавших звезд к молодым довольно велико.

Недавнее звездообразование и диск галактики, который кажется немного искривленным, указывают на то, что M65 взаимодействует со своими крупными соседями. Галактика также может иметь центральную полосу, которая может указывать на приливное разрушение, но трудно подтвердить существование полосы, потому что Mессье 65 расположен под косым углом, если смотреть с Земли.

Мессье 65 (NGC 3623) - галактика в созвездии Лев
Одна из звезд внутри Мессье 65 стала сверхновой (не видимой на этом изображении), соперничая по яркости с остальной частью всей галактики. Это, первая сверхновая 2013 года, теперь исчезает, и безмятежная красота M65 возвращается.

Галактика NGC 3623 (М65) содержит радиоисточник, расположенный примерно в 2 дуговых минутах от ядра галактики. Источник пока не определен и его природа неясна.

Единственная сверхновая была обнаружена в галактике в 2013 году. SN 2013am была обнаружена в 15,3 дуговых секундах к востоку и 103,2 дуговых секундах к югу от ядра галактики 21 марта того же года. На момент открытия сверхновая имела видимую величину 15,6. К 17 апреля она исчезла до величины 16,3. SN 2013am была классифицирована как сверхновая типа II.

История обнаружения

Мессье 65 был открыт Шарлем Мессье, но Уильям Гершель ошибочно приписал это открытие другу Мессье Пьеру Мешену в его работе «Цикл небесных объектов», а Кеннет Глин Джонс подхватил эту ошибку в 1960-х годах. Ряд источников теперь ошибочно приписывают открытие Мешену.

Шарль Мессье открыл М65 и М66 1 марта 1780 года. Он описал М65 как «открытая туманность в созвездии Льва, она очень слабая и не содержит звезд.»

Уильям Гершель описал М65 как «очень яркую туманность у которой есть яркое ядро, свет которого внезапно уменьшается на его границе.»

Джон Гершель каталогизировал M65 как h 854, а позже добавил его в общий каталог как GC 2373, описав объект как «яркий, очень большой, сильно вытянутый объект, постепенно ярче к середине, где есть яркое ядро.»

Расположение на небе

Это одна из самых популярных целей среди астрономов-любителей, поскольку ее можно увидеть и сфотографировать в том же поле зрения, что и ее соседей — M66 и NGC 3628.

Созвездие Лев схема

Галактика находится в восточной части созвездия Льва. Благодаря своей высокой поверхностной яркости она видна даже в небольшой бинокль и выглядит как овальное пятно вместе со своим ярким соседом М66. Небольшие телескопы начинают выявлять структуру пары, с ярким центральным ядром, окруженным тонким диском света. Однако, чтобы увидеть третьего члена Триплета Льва, нужен как минимум 6-дюймовый телескоп. Большие телескопы показывают темные полосы пыли и другие детали М65.

Мессье 65 можно найти вдоль линии от звезды Денеболы до звезды Регул. Лучшее время года для наблюдения за M65 — весна.

Открыватель Пьер Мешен, по другим источникам Шарль Мессье