Астероид (25143) Итокава

Hayabusa-u-aseroida-Itokava

Астероид (25143) Итокава был обнаружен 26 сентября 1998 года группой исследователей околоземных астероидов лаборатории Линкольна в Сокорро, штат Нью-Мексико.

В 2005 году Итокава стал первым астероидом, с которого были взяты пробы и доставлены на Землю для анализа. Японский космический аппарат «Хаябуса» дважды приземлился на астероид и собрал небольшое количество пыли. Несмотря на отказ механизма, предназначенного для этой цели, были доставлены образцы на Землю 13 июня 2010 года.

Характеристика астероида Итокава

Наблюдения Хаябусы вблизи астероида и последующий анализ его пыли в лабораториях на Земле подтверждают вывод о том, что Итокава является частью того, что осталось от гораздо более крупного объекта, который был разрушен столкновением. Пыль также подтверждает, что астероиды S-типа (это относится к цветовому спектру астероида) являются наиболее распространенным типом астероидов во внутреннем главном поясе. Они являются источником самого распространенного вида метеоритов, найденных на Земле — обычного хондрита.

Ученые считают, что Итокава не является твердым телом, а скорее представляет собой груду щебня, скопление камней, слабо удерживаемых вместе их взаимной гравитацией. Несколько кратеров видны, вероятно, потому, что любой удар, достаточно мощный, чтобы создать кратер, сотрясает камни, и они заполняют отверстие.

Одним из признаков того, что астероид когда-то был частью гораздо более крупного объекта, является то, что многие из захваченных частиц пыли имеют признаки медленного охлаждения. После формирования глубоко внутри скалистого объекта при температуре около 800º С. Чтобы это произошло, диаметр скалистого объекта должен был быть больше 20 км, в то время как самый длинный размер Итокавы составляет всего 0,5 км.

Еще одна подсказка заключается в том, что самый большой валун, найденный на Итокаве, имеет около 50 м в поперечнике, который был слишком большим, чтобы создать самый большой кратер астероида. Ученые считают, что скала — это фрагмент какого-то катаклизма, который привел к нынешнему составу Итокавы.

25143 Itokawa asteroid
by tashtego
on Sketchfab

В статье, опубликованной в журнале Science, научная команда Хаябусы описала форму астероида как напоминающую арахис, с одной отчетливой частью, обозначенной как голова, и другой, большей частью, обозначенной как тело. Один из сценариев, заключается в том, что после того, как родительское тело Итокавы было разбито, небольшая взаимная гравитация фрагментов свела их вместе в две или более груды щебня и две из этих куч в конечном итоге мягко столкнулись друг с другом и слиплись. Другая версия заключается в том, что Итокава первоначально была одной кучей щебня, и большой удар временно отломил кусок от нее, пока гравитация не вернула его обратно.

Орбита Итокавы вокруг Солнца пересекает орбиту Земли и Марса.

Почему астероид назвали Итокава

Астероид был назван в честь Хидео Итокавы (1912-1999), который считается отцом японской ракетной техники. Он был аэрокосмическим инженером, который инициировал первые пусковые испытания Японии серии твердотопливных ракет под названием Pencil в 1955 году. Под его руководством японские ракеты достигли космоса к 1960 году и вывели на орбиту первый спутник страны в 1970 году.

Первооткрыватель LINEAR
Место обнаружения Сокорро
Дата обнаружения 26 сентября 1998
Альтернативные обозначения 1998 SF36
Категория АСЗ (Аполлоны)
Орбитальные характеристики
Эксцентриситет (e) 0,28030
Большая полуось (a) 198,074 млн км (1,32404 а. е.)
Перигелий (q) 142,554 млн км (0,95291 а. е.)
Афелий (Q) 253,594 млн км (1,69517 а. е.)
Период обращения (P) 556,481 сут (1,524 г.)
Средняя орбитальная скорость 25,368 км/с
Физические характеристики
Диаметр 0,33 км (535 × 294 × 209) м
Масса (3,51 ± 0,105)⋅1010 кг
Плотность 1,9 ± 0,13 г/см³
Ускорение свободного падения на поверхности ~0,0001 м/с²
Средняя температура поверхности 206 К (−67 °C)
Текущее расстояние от Солнца 0,987 а. е.
Текущее расстояние от Земли 1,982 а. е.